Новости
5 мая 2017 08:00
Конференция «Театральный текст: региональные прочтения»
1-2 декабря 2017, Екатеринбург, ЕГТИ
4 января 2017 08:49
Монография "Литературный процесс в региональной периодической печати 1830-1930-х гг."
Друзья! Вышла монография "Литературный процесс в региональной периодической печати 1830-1930-х гг.". См. подробности.
22 ноября 2016 07:07
Второе издание монографии "Пермские литературы в контексте финно-угорской культуры и русской словесности"
Дорогие друзья! На сайте появилась информация о втором издании монографии "Пермские литературы в контексте финно-угорской культуры и русской словесности".

Архив новостей

Кубасов Александр Васильевич

Kbasov_polnУч. степень: доктор филологических наук.

Уч. звание: профессор.

Должность: зав. кафедрой методики преподавания школьных дисциплин в специальной школе Уральского гос. пед. ун-та.

Е-mail: kubas2002@mail.ru

Родился 18 марта 1955 г., в 1977 г. закончил факультет русского языка и литературы Свердловского государственного педагогического института. С 1981 г. по настоящее время работает в Уральском государственном педагогическом университете. Был первым аспирантом и первым докторантом доктора филологических наук, профессора Н. Л. Лейдермана. В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию «Проблема романизации рассказов А. П. Чехова», в 1999 - докторскую диссертацию «Проза А. П. Чехова: искусство стилизации». В 2010 г. в течение семестра работал в Институте русского языка в г.Чанчунь (Китай). Почетный профессор этого института.

Член трех диссертационных советов: Д 212.286.03 при Уральском федеральном университете (специальность – 10.01.01 русская литература); Д 212.283.01 при Уральском государственном педагогическом университете (специальность – 10.01.01 русская литература); Д 212.283.05 при Уральском государственном педагогическом университете (специальность – 13.00.02 теория и методика обучения и воспитания).

Автор более 100 научных работ.

Сфера научных интересов: творчество писателей ХIХ-ХХ вв. (А. П. Чехов и круг авторов, связанных с ним; Ф. М. Решетников, С. Д. Кржижановский, В. Сорокин, Л. С. Петрушевская и др.), поэтика жанра рассказа.

Соч.:

Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. - 400 с.

Рассказы А.П. Чехова: поэтика жанра / Свердл. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1990. - 73 с.

Слово — жанр — стиль А. П. Чехова // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Кн. 1: Новые художественные стратегии. Коллективная монография / УрО РАН, УрО РАО. Екатеринбург, 2005.

Игровая эстетика А.П.Чехова // Лингвистика креатива: Коллективная монография / отв. ред. Т. А. Гридина. Екатеринбург: Урал. гос пед. ун-т, 2009.

Творческая неудача читателя-писателя: Чехов vs Суворин // Феномен творческой неудачи: Коллективная монография/ под общ. ред. А. В. Подчиненова и Т. А. Снигиревой. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2011.

Ментальное пространство сибиряков в очерковом цикле А.П.Чехова «Из Сибири» // Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве: Коллективная монография / отв. ред. К. В. Анисимов. – Красноярск, 2010.

Музыкальность драматического произведения и средства ее создания // Музыкальное и художественное образование и эстетическое воспитание детей и молодежи: коллектив. моногр. Екатеринбург, 2011.

Креативные стратегии русского экспрессионизма: случай С. Д. Кржижановского // Лингвистика креатива-2: коллектив. моногр. / под общ. ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург, 2012. С. 289–335.

Лингвокреативная техника создания игрового парадокса в афоризмах С. Д. Кржижановского // Лингвистика креатива-2: коллектив. моногр. / под общ. ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург, 2012. С. 354–376 (в соавт. с Гридиной Т. А.).

Семантико-стилистический потенциал многоточия // Феномен незавершенности: коллектив. моногр. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 253–286 (в соавт. с Михайловой О. А.).

Жанровое своеобразие «святочных рассказов» А. П. Чехова и В. Г. Короленко // Проблемы стиля и жанра в русской литературе ХIХ века / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994.

«Гусев» — «гоголевский» рассказ А. П. Чехова // Проблемы стиля и жанра в русской литературе ХIХ века / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.

«Тру-ля-ля» и проблема номинации запретного (об одном эвфемизме у Чехова) // Языковая игра как вид лингвокреативной деятельности / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000.

Особенности преломленного слова у А. П. Чехова // Problemy wspolczesnej comparatystyki. V. 2. / Universitet im. Adama Mickiewicza. Poznan, 2004.

Лермонтов и Чехов: «герой нашего времени» в пьесе А.П. Чехова «Безотцовщина» // Лермонтовские чтения. Вып. 2. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004.

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» и творчество писателя как гипертекст // Филологический класс.  2005. № 13.

Художественная структура речи героя в драматическом этюде А. П. Чехова «Лебединая песня (Калхас)» // Русская классика: динамика художественных систем. Вып. 2. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.

О статусе очеркового и научного дискурсов рассказе А. П.Чехова «Встреча» // Философия А. П. Чехова / Иркутский гос. ун-т. Иркутск, 2008.

Биографический дискурс в прозе А. П.Чехова (А. П.Чехов и М. П.Чехова) // Биографии Чехова: итоги и перспективы. Великий Новгород, 2008.

Рекламы и объявления в «Екатеринбургской неделе» как отражение уральской бытовой провинциальной культуры конца ХIХ века // Человек в мире культуры: сб. науч. и науч.-метод. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008.

«Чайка» на А. П. Чехов и «Пепеляшка» на Ш.Перро: интертекстуални връзки // Славянски диалози. Година V-VΙ, книжка 9. / Филологический факултет Пловдивски университет «Паисий Хилендарски». Пловдив, 2009.

Семантика нарративной структуры рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» // Филологический класс. 2010. № 24.

А. П. Чехов и И. И. Ясинский в ситуации «литературной дуэли» // Чеховиана. А. П.Чехов и мировая культура: взгляд из ХХI века. М., «Наука». 2011.

Русский ницшеанец у П. Д. Боборыкина и А. П. Чехова // Философия А. П. Чехова. Вып.2. / Иркутский гос. ун-т. Иркутск, 2012.

Нарративная структура рассказа Ф. М. Решетникова «Никола Знаменский» и житийная икона // Региональный литературный ландшафт в русской перспективе. Тюмень, 2008.

«Филармонический концерт» Ф. М. Решетникова: сопряжение очеркового и художественного дискурсов // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Вып. 4: Локальные тексты и типы региональных нарративов / Ин-т истории и археологии УрО РАН. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008.

Принцип монтажности повествования в рассказе Ф. М. Решетникова «Кумушка Мирониха» // Русская классика: динамика художественных систем. Вып. 3 / Урал. гос. пед. ун-т; РОПРИЯЛ; УрО РАН; ИФИОС «Словесник». Екатеринбург, 2009.

Хоровой рассказчик и герой в прозе Ф.М. Решетникова // Литература Урала: история и совремнность: сб. ст. Вып. 5: Национальные образы мира в региональной проекции / Ин-т истории и археологии УрО РАН. – Екатеринбург, 2010.

Трущобный натурализм в прозе Ф. М. Решетникова (очерк «Яшка») // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Вып. 6: Историко-культурный ландшафт Урала: литература, этнос, власть / Ин-т истории и археологии УрО РАН. – Екатеринбург, 2011.

Проза Сигизмунда Кржижановского в зеркале экспрессионистской кинопоэтики // Литературный текст: проблемы поэтики. Челябинск, 2009.

Принципы смысловой компрессии прозы Л. С. Петрушевской // Семантическая поэтика русской литературы. К юбилею профессора Н. Л. Лейдермана / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008.

Амбивалентность игры в прозе В. Пелевина (рассказ «Один вог») // Образ и жанр в русской прозе ХХ – ХХI веков: Серия «Литературные направления и течения». Вып. 27. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009.

Салтыков-Щедрин как зеркало русского постмодернизма // Филологический класс. 2011. № 26.

Образ patchwork family в пьесе Л. С. Петрушевской «Дом и дерево» // Литература и театр: модели взаимодействия: сб. науч. ст. по итогам IV Междунар. науч.-практ. конф.-фестиваля «АРТсессия». Челябинск, 2011.

Политический дискурс в художественном электронном тексте (Владимир Сорокин в Интернет-журнале «Сноб») // Политическая лингвистика. 2012. № 4 (42).

Очерк А. П. Гайдара «3000 вольт» в смысловом пространстве газеты «Уральский рабочий» // Дергачевские чтения – 2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. Т. 3. С. 99-106.

Дискурс смерти в рассказе С. Д. Кржижановского «Дымчатый бокал» // Уральский филологический вестник. Сер. Русская литература ХХ–ХХI веков. Направления и течения. 2012. № 1. С. 52–61.

«Нувелеты» С. Д. Кржижановского как результат жанрового сдвига // Жанровые трансформации в литературе и фольклоре: коллектив. моногр. Челябинск: Энциклопедия, 2012. С. 164–180.

Интерференция жанров в очерке В. Г. Распутина «На Афоне» // Время и творчество Валентина Распутина: мат-лы науч. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения писателя. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. С. 359–368.

Контаминация и компрессия как структурные принципы фельетона М. А. Булгакова «Библифетчик» // Филологический класс. 2013. № 1 (31). С. 94–98.

Житийная повесть в зеркале житийной иконы: смысловые и нарративные параллели («Преподобный Сергий Радонежский» Б. К. Зайцева // Уральский филологический вестник. Сер. Русская литература ХХ–ХХ1 веков. Направления и течения. 2013. № 2. С. 52–61.

Нарратив и время в рассказе А. П. Чехова «У знакомых» // Уральский филологический вестник. Сер. Русская классика: динамика художественных систем. 2013. № 1. С. 138–151.

Ироническая палитра И. А. Гончарова-очеркиста // Уральский филологический вестник. Сер. Русская классика: динамика художественных систем. 2013. № 4. С. 111–119.

Киносценарий по классическому произведению как образец современной метапрозы // Уральский филологический вестник. Сер. Русская литература ХХ–ХХI веков. Направления и течения. 2014. № 4. С. 133–141.

Игровой мир в современном оперном либретто («Дети Розенталя» Владимира Сорокина) // Уральский филологический вестник. Сер. Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2014. № 1. С. 184–197.

Игра на границе текста и изображения: рукописный рассказ А. П. Чехова «Сапоги всмятку» // Лингвистика креатива-3: коллектив. моногр. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2014. С. 208–222.

«На Афоне» В. Г. Распутина и «Афон» Б. К. Зайцева: два варианта дискурса ответственности // Творчество Валентина Распутина: вопросы и ответы: коллектив. моногр. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. С. 157–168.

Метатеатральность в пьесе Л. С. Петрушевской «Квартира Коломбины» // Литература и театр: модели взаимодействия: сб. науч. ст. по итогам 5 Междунар. науч.-практ. конф.-фестиваля «Арт-сессия» (Челябинск, 29–31 окт. 2012 г.). Челябинск: Энциклопедия, 2013. С. 168–180.

Драматургический потенциал киносценария Л. С. Петрушевской для мультфильма Ю. Б. Норштейна «Шинель» // Литература и театр: Модели взаимодействия: сб. науч. ст. по итогам VI Междунар. науч.-практ. конф.-фестиваля АРТсессия (Челябинск, 11–13 нояб. 2013 г.). Челябинск: Энциклопедия, 2013. С. 110–119.

Речевой образ homo soveticus в монологах М. М. Жванецкого // Русский язык: исторические судьбы и современность: труды и мат-лы V Междунар. конгресса исследователей русского языка: 18–21 марта 2014 г. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 2014.